Парк г. Нальчик

Датой заложения парка является середина XIX века: "...в 1847 году начальник Центра Кавказской линии получил от наместника Кавказа указание об организации при Нальчикском укреплении казенного фруктового сада", призванного стать местом "отдыха для командного состава крепости и с целью популяризации среди местного населения ...садоводства".

Из Крыма и Грузии были завезены черенки яблонь, груш, персиков, вишен, слив, абрикосов, каштана съедобного, виноградные чубуки. Из Никитского ботанического сада приглашен садовод. И уже 30 октября 1851 года начальник Центра Кавказской линии князь Эристов рапортовал начальнику штаба войск. Кавказской линии и Черномории: "Лозы, рассаженные в казенном саду, по недостатку рук и внезапно наступившим холодам частью погибли, пощаженные же холодом принялись с успехом... Вообще о разведении в Кабарде винограда можно утвердительно сказать следующее: кабардинская почва по свойству своему таковому разведению благоприятствует... Что же касается до черенков фруктовых деревьев, которым перемена температуры не так опасна, то 5000 их прищеплено к диким фруктовым деревьям, и все прищепы принялись с редким успехом, несмотря на то, что лето этого года было чрезвычайно знойным и решительно не было дождей. Половина прищепленных деревьев этой осенью роздана кабардинцам... другая половина оставлена в казенном саду для дальнейшего распространения".

В 1865 году сад и прилегающие к нему земли площадью более 30 гектаров были переданы во владение кабардинскому князю Атажукину, получив название "Атажукин сад".

Каким был этот удивительный оазис, можно узнать из статьи ставропольского журналиста Я. В. Абрамова "Кавказские горцы": "...Это был один из тех громадных садов, подобные которым можно встретить только на Кавказе. Это был сад-лес. Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую террасу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая - саму долину, по которой протекает река Нальчик. Терраса была искусственно разделена на несколько малых террас, которые, представляя каждая правильный полукруг, возвышались друг над другом порогами. Все эти террасы были превращены в великолепные виноградники. Нижняя часть сада была засажена самыми разнообразными плодовыми деревьями - грушевыми, яблонями, "шишками", алычою, вишнями, черешнями, барбарисом, персиком, тутовником и т. д.

Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была превосходная круглая лужайка, обсаженная огромными персиками и тутовыми деревьями и т. д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведен на несколько верст канал...".

Но в начале 80-х годов XIX века все тот же Яков Абрамов увидел совершенно другую картину: "...Канал заброшен. Виноградники не обрабатываются, и зеленые лозы одичавшего винограда скашиваются на корм скоту вместе с травою, которою заросли террасы. Плодовые деревья - молодые вырыты и пересажены в обывательские сады, а более старые - срублены на топливо. Липовые и акацийные аллеи истреблены самым беспощадным образом... В настоящее время Атажукин сад представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустарником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья, напоминающие о прежней кабардинской культуре".

"Большие деревья" - это, без сомнения, липы, образующие удивительной красоты аллею, сохранившуюся и поныне. Мы еще поговорим о ней ниже. А пока коротко о том, как Атажукин сад, ставший Нальчикским парком, обрел вторую молодость. Заслуга в этом руководства КБАО, в частности Бетала Калмыкова, архитектора В.X. Казина, спроектировавшего парк как таковой, сотен и тысяч горожан и жителей близлежащих сел, участвовавших в воскресниках, на некоторые из них собиралось до тысячи подвод. К 1923 году "основные работы по планировке территории парка, разбивке аллей и клумб закончились", а всего в тот год "было посажено 40 тысяч саженцев сосен, елей, кленов, березы и других пород деревьев. Тогда же была благоустроена и фасадная часть парка - здесь высадили саженцы туи, сосны, клена".

Впоследствии парк слился с территорией лесопарка, далее Долинском (курортной частью города) и стал таким, каким мы его знаем сегодня. Словно стрелы, его пронизывают насквозь две аллеи - Центральная (Главная) и Комсомольская, а третья - Липовая - очерчивает парк с левой верхней стороны. Все три аллеи расположены параллельно друг другу. Между ними перпендикулярно проходят соединительные аллеи. На местах пересечений с основными аллеями располагаются огромные круглые клумбы и фонтан.

Аллея голубых елей

Вход со стороны улицы Кабардинской предваряет аллея голубых елей, говоря о которых надо добрым словом вспомнить селекционера Ивана Порфирьевича Ковтуненко. Именно ему нальчане должны быть благодарны "за розы, благоухающие чудным ароматом; за стройные, вечно живые туи, радующие взор тогда, когда ярко светит солнце, и в дни зимней стужи; за величавой красоты ель, вобравшую в себя голубизну неба и блеск серебра".

В 1918 году Иван Ковтуненко, которому к тому времени было 27 лет, стал работать в Нальчикском питомнике, располагавшемся в то время у железнодорожного вокзала. Именно тогда крошечные голубые елочки стали главным делом его жизни. Дело в том, что "экзотическая чужестранка хоть и чувствовала себя повсюду в нашей стране превосходно, не боялась ни холода и ни зноя, недостатка влаги или ее избытка, но семенами ну никак не хотела размножаться". А саженцы из далекой и недружественной на тот момент страны по вполне объяснимым революционным причинам доставлять было невозможно. Многие сотни опытов поставил нальчикский селекционер, изменяя освещенность, влажность почвы и воздуха, производя посадки в открытом грунте, парнике, теплице, обрабатывая семена различными химикатами, удобряя их, но все было напрасно. Разгадка же оказалась на редкость простой - семена надо было сеять в землю, взятую из-под хвойных деревьев, обильно сдабривая ее свежими сосновыми и еловыми опилками.

Так в тридцатых годах прошлого века у здания бывшего Ленинского учебного городка, где ныне располагается медицинский факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета им. X. М. Бербекова, была заложена одна из самых знаменитых аллей Нальчика. Та самая, которая вызывала и вызывает восторг у всех, кто впервые видит ее.

Об "аллее серебристо-голубых елей, всегда холодноватых и нежных", вспоминала, рассказывая о своих впечатлениях военных лет, известная советская писательница Галина Николаева (она же Волянская), чей главный роман "Битва в пути" считался ярким образцом социалистического реализма. О голубых елях писал и другой советский писатель - Эмиль Миндлин, одно время достаточно популярный, а ныне совершенно забытый: "Я сразу узнал их... Двенадцать лет назад они были еще аллеей молоденьких голубых елей, которая вела от центральной улицы города к великолепному полудикому парку, оглашаемому шумом горной реки. Тогда их нижние мохнатые ветви еще лежали на золотом песке между солнечной гостиницей, выстроенной на месте царской тюрьмы, и величественным зданием... учебного городка. Теперь они, как по команде, поднялись на своих высоких стволах, и их нижние ветви уже касались моей головы... Но не солнечная гостиница, не учебный городок, а чудовищные развалины виднелись сквозь ветви голубых елей: в Нальчике побывали гитлеровцы".

Аллея голубых елей словно передает свою пирамидальную высь белоснежным легким колоннам, составляющим четырехгранные пилоны, предваряющие вход в парк. Елям уже более 70 лет. На фоне белеющих вдали двенадцатиэтажек они выглядят еще более величественными. Время и архитектурные веяния не отразились на их царственной осанке.

Арка главного входа

Во второй половине двадцатых годов у входа в парк была сооружена первая, довольно скромная арка высотой чуть более пяти метров, шириной около восьми. Состояла она из трех входов - двух узких по бокам и широкого посередине. Надо прямо сказать, что вид у этого сооружения был далеко не презентабельный, особенно на фоне сверкающих вершин Дых-Тау, Каштан-Тау, Гюльчи, которые, кажется, словно замыкают аллею. И поэтому архитекторам, собравшимся в октябре 1933 года в Нальчике для обсуждения планов по его реконструкции, было предложено облагородить вход в парк. Проект известного советского архитектора Виктора Веснина был признан лучшим из почти двадцати представленных.

А возвела пилоны "молодежь в две красные субботы. Для этого областной совет профсоюзов выпустил "Заем рабочей инициативы" общим тиражом 7500 облигаций на 75 тысяч трудодней с номинальной стоимостью каждой облигации в 10 трудодней. Заем был выпущен под лозунгом: "Активным участием каждого трудящегося в социалистической переделке города превратим Нальчик в культурный центр Кабардино-Балкарии". В этих понятиях, совершенно незнакомых современной молодежи, - рабочая инициатива, трудодни - не просто ушедшая эпоха, а особое отношение к жизни - светлое, радостное и чистое. Как и сами пилоны, чей возраст уже превысил среднюю продолжительность жизни россиянина.

Вход в парк стал для горожан не столько привычен, как дорог и близок. Правда, за это время с верхушек над колоннами исчезли шаровые фонари (пилоны обычно завершаются вверху скульптурными композициями), зато прежними остались львиные гривастые морды - по двое с каждой из сторон, - их розовые языки (в последнее время - коричневые) все также, извергают ручейки воды в корытца-бассейны.

Кстати, если не заходить на огороженную территорию парка, а спустится налево вниз в сторону реки Нальчик – увидишь три огромных озера. Это излюбленное место для купания, тут есть катамараны, лодки, желающие могут порыбачить. Озера являются составной частью парковой территории, хотя формально и расположены за ее пределами.

Центральная аллея

Длина Главной парковой аллеи 1340 метров, ширина - 9 метров. Создана она (здесь из-за специфичности названий того, что для нас просто является деревьями, предоставим слово специалистам) "посадкой клена платановидного формы шаровидной и бордюром из стриженого чубушника и спиреи. Позади регулярных посадок клена платановидного с двух сторон стоят стройные ...сосны, ели, липы, дубы, конский каштан обыкновенный, тополь трепещущий (осина), каркас и множество других видов деревьев".

Важным украшением Главной аллеи парка является великолепный фонтан. Водная пыль от его мощных струй освежает прохожих в зной. Любоваться этой красотой можно часами. А рядом находится источник питьевой воды. Впрочем, для детворы питьевой источник превращается в великолепную брызгалку, заряд веселья и хорошего настроения.

В середине 90-х была проведена огромная работа по формированию газонов вокруг аллеи и цветников. Порой кажется, что попадаешь на английскую лужайку.

Прелесть Главной аллеи дополняется живописно расположенными тремя искусными клумбами, которые с весны и до глубокой осени играют на солнце разнообразием красок декоративных цветов.

На одной из этих клумб возвышается почти трехметровой высоты земляная ваза, стенки которой декорированы живыми цветами. Цветовая гамма клумб невероятно разнообразна и подобрана с таким отменным вкусом и изяществом, что создается впечатление, будто цветы не высажены человеческими руками, а вытканы на земляном полотне самой природой.

К этому надо добавить, что на идущих параллельно аллее газонах размещены тысячи роз, колл, благоухающих в пору цветения, овеваемых легчайшим ветерком от взмахов сонма пчел и шмелей. Под деревьями с густыми, похожими на зонтики кронами расположены скамейки, на которых утром и днем отдыхают мамаши с детьми, пожилые люди, а вечерами сидят, обнявшись, влюбленные. Сколько возвышенных слов слышали эти клены в теплые весенние вечера, сколько нежных поцелуев запечатлели в своей памяти, сколько пронзительных признаний впитали в себя их ветви.

Но главная жизнь в парке происходит ранним утром. Уже традиционно тысячи горожан приходят сюда в 6-10 часов на ежедневную утреннюю прогулку или пробежку. Огромный заряд бодрости и хорошего настроения на целый день обеспечен.

А еще на главной аллее есть великолепная узорчатая беседка, напоминающая о тургеневских временах. И потрясающая летняя сцена и танцплощадка под открытым небом – идеал дискотеки советских лет. Старожилы говорят, что в прежние годы – здесь, на центральной аллее, рядом с фонтаном и танцплощадкой играл духовой оркестр!

Липовая аллея

Слева от Главной, буквально в каких-то пятидесяти метрах, берет свое начало Липовая аллея. Многим из составляющих ее деревьев более полутора сотен лет, ибо посажены они были, вероятно, в 1851 году, когда и проходила закладка парка. Аллея эта повторяет изгибы обрыва, спускающегося - где круто, где полого - к пойме реки Нальчик. Она достаточно извилиста, в ряде мест резво уходит вверх, потом делает крутой пируэт, выводя к обрыву, на спуске которого разместился амфитеатром концертный зал под открытым небом, более известный как Зеленый театр.

На всем протяжении аллеи, особенно в верхней ее части, где деревья наиболее старые, кроны лип настолько разрослись, что слились друг с другом, образовав сплошной зеленый коридор. Редкий луч светила на мгновение прорвется сквозь густую листву, запляшет солнечным зайчиком на полотне асфальта и тут же исчезнет, словно испугавшись своей лихой смелости. Летом, в дождливую погоду, по аллее можно гулять без зонта, столь тенисты ее таинственные своды. Эта таинственность, чарующее волшебство особенно ощутимы по вечерам, когда под самыми сводами липовых крон вспыхивают неяркие лампы освещения, вмиг облепляемые тучами мотыльков и мошкары.

В самом начале Липовой аллеи расположен мемориал-обелиск памяти советских воинов, павших в боях за Нальчик в 1942-1943 годах (архитектор – П.П.Казанчев). Именно сюда по традиции приходят молодожены, чтобы возложить цветы к Вечному огню. Здесь словосочетание "Великая Победа" обретает зримую определенность, реальность судеб и боль утрат. На плитах из красного мрамора и гранита высечены имена героев войны, павших за родину.

Негаснущее пламя Вечного огня вот уже многие годы рвется на свободу из блестящей пятиконечной звезды. Пламя мерно гудит, ежечасно вспоминая освободителей волнующими звуками реквиема, автором которого является композитор-фронтовик Мухадин Балов. Реквием "состоит из трех частей. Первая звучит сурово, сдержанно, здесь - огромная упругость, сжатость в музыке, которая доносит до нас образы воинов, идущих на смертный бой. Во второй части - плач матерей. Звучит женский хор в разных регистрах - это неутешная скорбь по погибшим. А третья часть - торжественная, приподнятая - жизнь побеждает черную силу".

Рядом находятся также и могилы шести борцов за дело социализма, погибших в годы коллективизации от рук врагов Советской власти. Их имена и поступки сейчас мало, что скажут современному человеку. Но нальчане трепетно берегут память о прошлом.

Около мемориала расположена сосновая роща - стройные, светло-коричневые стволы составляющих ее деревьев чем-то напоминают воинов, застывших в карауле. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь острые верхушки, удобно расположились на ковре из мягкой хвои. Шаги людей здесь не слышны. Лишь изредка заблудившийся речной ветерок потревожит покой сосен, и заскрипят они, высказывая людям свои боли и жалобы. Их немало. Совсем недавно роща насчитывала почти тысячу деревьев, сегодня их куда меньше. Как и птиц, пение которых еще вчера здесь не смолкало ни на мгновение, а сегодня почти не звучит - боятся пернатые столь тесного соседства с человеком. Стало забываться и первичное название этого места - столь образное и поэтическое: "Роща утренней радости"...

Впрочем, на самой Липовой аллее – райское место для птиц и белок. Направляясь с детьми в парк, не забудьте взять с собой орехи или семечки. Белки, хоть и пугливые по природе, возьмут с ваших рук лакомство.

Пройдите метров сто вглубь аллеи, и вы увидите живописные развалины некогда популярного ресторанчика. Неподалеку стоят две статуи, символизирующими женщину-мать с ребенком.

Достопримечательность Липовой аллеи - цветочный календарь. Уже многие десятилетия работники парка каждое утро меняют ящички с высаженными в землю цветами, из которых и составляются цифры дней, годов и буквы месяцев. Разноцветное время - зелено-голубое весной, оранжево-розовое летом, бордово-желтое осенью - здесь подвластно желаниям и рукам человеческим. Кажется, поспеши, замени побыстрее, еще до заката, ящичек с цифрами, и вот он уже наступил - завтрашний день; а забудешь о замене - и день вчерашний повторится...

Календарь расположен на великолепном холме, превращенном в клумбу. Венчает великолепие огромная земляная ваза. Впрочем, старожилы с грустью вспоминают, что раньше здесь стояла потрясающей красоты статуя оленя. Непонятно, как случилось, что статуя была низвергнута с пьедестала из первобытных речных камней. Есть надежда, что ее восстановят. Ведь этот олень по сути – один из исторических символов нашего города.

За крутым зигзагом Липовой аллеи вниз (перпендикулярно аллее в сторону реки) спускается своеобразная лестница, ступеньки которой чередуются с ровными площадками. По ней можно спуститься к декоративному бассейну, предваряющему вход в плавательные, называемые в обиходе "лягушатниками". Расположены они на том самом месте, где в 1913 году были построены первые купальни, нынешняя колоннада входа практически соответствует прежней. Питают бассейны львы, вернее их стилизованные морды, чей грозный оскал вызывает у детей лишь снисходительные улыбки.

Если пойти от бассейнов прямо, то перед глазами возникнет комплекс зданий, возведенных на месте кафе "Трек". Именно в этом месте на берегу пруда, питавшего водой ванное здание курорта, в 1920-х годах была возведена небольшая гидроэлектростанция. Первоначальная ее мощность составляла 100 лошадиных сил, впоследствии она выросла до 160!

Нынешний "Трек" - это частное заведение, представляющее собой комплекс белоснежных зданий с зеркальными куполами крыш, мостиками через канал и реку, фонтаном, галереей. Внешняя изысканная отделка соответствует внутренней, многочисленные залы готовы принять хозяев новой жизни.

На фоне "Трека" даже несколько потерялось здание бывшего ресторана "Эльбрус" (нынешнее название - "Дворец торжеств"), которым и завершается Липовая аллея. Воздушное, с многочисленными наружными лестницами, арками, открытыми залами-террасами, обширной балюстрадой, оно чем-то напоминает гигантскую белоснежную бабочку, присевшую на мгновение на самый верх отвесного зеленого склона. Вид из арок второго этажа столь впечатляющ, что только из-за него стоит сюда прийти - перед вами, упираясь в небесное голубое марево, лежит на зеленом постаменте снеговая величественная гряда. На первый взгляд столь близкая, что кажется - она совсем рядом, в какой-то сотне-другой метров.

Это здание, как и расположившийся под ним Зеленый театр, чьи скамейки, сбегающие вниз по горному склону, могут зараз приютить более трех тысяч человек, построены по проекту Георгия Мосулишвили. Нальчикскому архитектору удалось столь органично вписать их в парковый ансамбль, что они не выглядят чужеродными среди царства лип, буков, вязов, грабов, ясеней, лещины. Особенно в весеннюю пору, когда горный склон покрывается белой кипенью цветущих дикоплодовых деревьев. Не выглядит чужеродным и возведенное на горе Кизиловка здание ресторана "Сосруко", сооруженное в виде головы нарта - фольклорного героя с огненным факелом в вытянутой руке. Кабардинский скульптор Федор Калмыков (в разработке проекта также участвовали ваятель - Э. Озов и архитектор Палагашвили), придав зданию форму головы, не только вписал его в гряду горных хребтов, нависающих над поймой реки Нальчик, но и умело решил вопросы функционального назначения. Но самое главное - мифологический герой столь современен и притягателен, что не вызывает отторжения и неприятия.

Итак, перейдя через дорогу, мы оказались на территории парка, формально относящейся к курортной зоне. Но деление это давным-давно забыто, и лишь колонны с надписью "Курорт Долинск", расположенные по проспекту Шогенцукова сразу за республиканским стадионом "Спартак", напоминают о том, что город и курорт когда-то были отделены друг от друга.

Комсомольская аллея

Комсомольская аллея берет свое начало от памятника Беталу Калмыкову (1893- 1940), партийному лидеру республики. Здесь очень красивое место – рядом гостиница "Нальчик". Тут же располагается Драматический театр им. Али Шогенцукова, недалеко расположен памятник основоположнику кабардинской литературы.

Комсомольская аллея (в названии отражен труд тех, кто ее разбивал) самая протяженная в парке - почти 2,5 километра. Высаженные на ней клены и липы за десятилетия так разрослись, сомкнувшись практически на всем протяжении своими кронами, что солнце здесь гость редкий. И лишь проливной и продолжительный дождь в силах согнать с многочисленных скамеек тех, кто решил отдохнуть на достаточно продолжительном пути.

В начале аллеи расположен детский городок аттракционов. Рядом находится уютный летний театр, способный вместить до тысячи зрителей.

Комсомольскую аллею издавна облюбовали велосипедисты - стреловидная, практически без резких подъемов и ступенек, она позволяет без всякого напряжения за какие-то десять-пятнадцать минут добраться до самого Курортного зала (в последнее время, к сожалению, пустующего). А уж поездка в обратном направлении - одно удовольствие: педали крутить практически не надо (разве что притормаживая). Колеса на спуске сами набирают обороты сами до бешенной скорости. В ушах свистит ветер… И главное – ехать приходится вроде как на ровном месте без малейших признаков подъема.

Верхняя часть парка

В верхней части парка есть на что посмотреть. Это и зоопарк, достаточно разросшийся за последние годы, и смотровая вышка, выстроенная в начале 60-х годов в виде крепостной башни с бойницами и двумя опоясывающими ее балконами. Место для нее выбрано удачно - поднявшись по почти отвесным внутренним лестницам на самый верх, обнаруживаешь, что перед тобой открывается живописный вид. На озера - заросший тиной и порой даже зимой не оголяющийся Трек и огромное Курортное, берега которого обсажены плакучей красавицей (ее научное название - ива вавилонская), чьи ветви свисают до самой земли. На санаторные здания, пригородный поселок, канатную дорогу, чьи гондолы, не выдержав отсутствия курортников, застыли в вечном ожидании; на окрестные горы, среди которых выделяется Большая Кизиловка, красивая во все времена года. "...Весной бледно-желтая и белоснежная от цветущих дикорастущих плодовых деревьев, летом - ярко-зеленая, осенью - желто-красная от изменяющейся окраски листьев деревьев и зимой - черно-серая от окраски стволов".

К этому стоит добавить, что название свое она получила от обилия растущего на ней кизила, который по осени местные жители собирают ведрами. У него крупные, мясистые ягоды алого, а когда переспеет - темно-бордового цвета.

На Кизиловку, в сторону ресторана Сосруко идет канатная дорога. Желающие могут с высоты насладиться потрясающими горными пейзажами, видами Нальчика с воздуха. Канатка пролегает сначала над озером, а потом над горой. Пристегнутые к креслу, на огромной высоте вы познаете всю прелесть птичьего полета.

В верхней части парка расположен питьевой павильон "Источник Нальчик", где можно в дневное время суток вдоволь напиться лечебной воды, плавательный бассейн, знавший и лучшие времена, здания функционирующей курортной поликлиники и лечебных ванн, которые теперь принимают в другом месте - выше санатория "Голубые ели". Спуск с аллеи приведет к озеру и открытому плавательному бассейну с обширным лечебным пляжем.

Если направиться в другую сторону, то одна из дорожек выведет к оригинальному комплексу кафе "Бочка". Возведенное в шестидесятых годах прошлого века в виде пивного бочонка, кафе это сразу стало любимым местом отдыха как курортников (от лечебных процедур), так и горожан (от приевшихся трудовых буден). Потом "Бочка" исчезла в одну из ночей в пламени пожара. Но вскоре возродилась в более чем презентабельном виде - значительно увеличившись в габаритах, приобретя "сменщицу" и сонм "детишек".

Но главное в парке отнюдь не строительные объекты, даже самые оригинальные, а его зеленое богатство. Не случайно парки называют музеями живой природы. Если следовать такому походу, Нальчикский - один из самых богатых на экспонаты. Специалисты утверждают, что по количеству представленных видов и кустарников он находится "в одном ряду с некоторыми известными ботаническими садами Кавказа", так как их насчитывается в нем около 160 видов. Помимо флоры Кавказа обильно представлены "деревья и кустарники из Северной Америки, Средней и Южной Европы, из Японии, Китая и Кореи, из Сибири и Малой Азии". Еще более представительна травянистая растительность, которой, по одним подсчетам - около двухсот видов, а по другим (ботаник А. X. Кушхов) -- в два раза больше.

По материалам: Котляровы М. и В., Шогенова Ж. "Нальчик и его окрестности", Нальчик, 2005.